Как проходит приватизация ФГУП

В условиях нестабильной экономической ситуации приватизация ФГУП часто становится оптимальным способом сохранить предприятие и повысить качество предлагаемых им товаров или услуг. Согласно законодательству, приватизировать государственную собственность может практически каждый, однако для этого необходимо соблюсти ряд условий, которые позволят государству законно передать имущество в частные руки. Ниже мы рассмотрим, как проводится процедура и какие особенности имеет данный процесс.

Особенности приватизации ФГУП

К унитарным предприятиям относятся организации, которые не располагают правом собственности на прикрепленное к ним имущество. Всё, что имеется в распоряжении подобных компаний, принадлежит им на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления и не может делиться на акции, доли или паи. Как правило, создание ФГУП осуществляется для решения государственных задач на коммерческом основании, например, для реализации продукции ниже себестоимости или поддержки дотационной деятельности.

Что касается приватизации ФГУП, то под ней понимают возмездное отчуждение госимущества в пользу юридических или физических лиц. Как гласит Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества”, приватизировать предприятие можно несколькими методами:

  • реорганизация в АО;
  • продажа на конкурсах, аукционах, в форме публичного предложения, по итогам доверительного управления;
  • реализация акций АО, являющихся госсобственностью, за рубежом;
  • использование государственного или муниципального имущества как уставной капитал в АО;
  • продажа акций АО на бирже.

Стоит заметить, что если величина уставного капитала, определяемого ФЗ-178, выше, чем минимальные размеры учредительных средств создаваемого общества, то приватизация ФГУП может производиться только его реорганизацией в АО. Аналогичная ситуация возникает тогда, когда нужно приватизировать предприятие, имеющее важное государственное значение. В оставшихся случаях менять форму собственности можно другими вышеуказанными способами.

Реорганизация ФГУП в ООО, АО, ПАО

Порядок приватизации ФГУП регулируется законодательством, программой проведения данного процесса и прочими нормативными актами, принятыми компетентными органами. Вся процедура проходит в несколько последовательных этапов.

Добавление в прогнозный план

Начальной стадией процесса выступает утверждение прогнозного плана реорганизации гособъектов, который готовится Правительством РФ ежегодно на последующий год. Относительно региональных унитарных компаний соответствующие программы утверждаются представителями местных властей.

Руководителю важно понимать, что после добавления предприятия в составляемый план к руководству начнут применяться некоторые ограничения. Так, от даты утверждения программы и до дня оформления общества любые сделки, предусматривающие имущественное отчуждение, могут совершаться только с разрешения собственника. Данное условие относится к собственности, стоимость которой больше 5 миллионов рублей или 5 % от балансовой стоимости активов. Помимо того, согласие собственника потребуется и при обращении в банки за кредитованием, формировании других обществ и т.д.

В ситуациях, когда решение о приватизации ФГУП принимается Правительством, согласование договоров производится в Росимуществе. В иных случаях его получают в территориальных органах.

Вынесение решения о порядке, по которому предполагается приватизировать организацию

На базе подготовленного плана Правительство РФ или территориальные власти выносят решения, касающиеся подготовки имущественного комплекса к приватизационному процессу. В распоряжении указываются отделы Росимущества или органов местного самоуправления, которые будет осуществлять взаимодействие с ФГУП. Дополнительно прописываются мероприятия, требуемые для процедуры, и время их проведения. В частности, понадобится:

  • Провести инвентаризацию

Ее проведение выполняется самостоятельно предприятием согласно Приказу № 49 Минфина РФ от 13.06.1995 г. По результатам готовится акт, к которому следует приложить список обязательств компании, действующих на момент проверки. Ответственность за проведение и достоверность полученных результатов несет руководитель.

Частой проблемой перед приватизацией ФГУП являются ошибки в выполнении инвентаризации. К таковым относятся неправильное составление актов, нарушения во взаимодействии ответственных лиц и инвентаризационной комиссии, отсутствие в описи обязательных сведений, предусмотренных законодательством. Впоследствии недочеты часто выявляются аудиторами, что приводит к необходимости повторной проверки и затягиванию сроков приватизационного процесса. В связи с этим руководителю следует с особым вниманием подходить к данному вопросу и при необходимости привлекать к инвентаризации квалифицированных юристов.

  • Составить промежуточный баланс

По годовой отчетности бухгалтерии составляется промежуточный баланс, который в дальнейшем проходит аудиторскую проверку. К нему прилагается план земельного участка и правоустанавливающая документация на землю. Если земельная недвижимость зафиксирована в кадастре, необходимо приложить ее кадастровый план. В противном случае планировка готовится согласно типовым договорам по купле-продаже.

Стоит учитывать, что при преобразовании организации в хозяйственное общество цена земли должна быть идентичной ее кадастровой стоимости. Любые разновидности собственности, не входящие в перечень приватизируемых активов, могут быть изъяты впоследствии ее владельцем. При наличии требований, предъявляемых кредиторами, таковые рассматривают в ходе установления объема имущественного комплекса. Вместе с тем, чтобы перевести эти требования на новую фирму, не нужно получать согласия заимодавцев.

  • Рассчитать балансовую стоимость

Необходимым условием правильной приватизации ФГУП выступает расчет балансовой стоимости активов компании. Его производят на базе промежуточного баланса, подготовленного по итогам инвентаризации. Общая цифра определяется путем суммирования чистых активов организации и стоимости земли минус балансовая стоимость имущества, которое не предполагается приватизировать.

  • Подготовить передаточный акт

Подготовка акта осуществляется согласно решению о порядке приватизирования. По своему содержимому он должен полностью отвечать составу имущественного комплекса. В документе прописываются все типы собственности предприятия, не исключая постройки, инвентарь, оборудование и другое имущество. Кроме того, в него включают права на название фирмы, товарный знак, объекты интеллектуальной собственности. Обязательным пунктом при составлении акта считается информация об участке земли, уставном капитале, числе акций формируемого общества.

В рамках приватизации ФГУП документ дополняется такими приложениями, как расчет балансовой стоимости и список обременений. Подготовленный акт передается налоговому инспектору неподписанным. Его подписание осуществляется уже по завершению регистрации АО принимающей стороной, а именно – исполнительным органом акционерного общества.

После подготовки требуемой документации осуществляется аудиторская проверка. Договор с фирмой, которая будет проводить аудит, заключает орган, отвечающий за принятие решения о порядке приватизационного процесса.

Также перед обращением в ФСН необходимо подготовить устав создаваемой организации, определить состав органа управления и ревизионной комиссии. После этого можно обращаться в налоговую инспекцию и проходить процедуру оформления АО.

Государственная регистрация АО

Оформлением открытого акционерного общества занимается исполнительный орган создаваемого АО. Для регистрации в налоговую службу необходимо предъявить следующий список документов:

  • заявление;
  • решение об условиях приватизации;
  • устав (2 экз.);
  • передаточный акт.

Оформление, проводимое в ходе приватизации ФГУП, не требует уплаты государственной пошлины.

Госрегистрация возникновения права собственности

Ее осуществляет исполнительный орган после обращения Министерства имущества в службы юстиции. Вместе с оформлением права собственности производится регистрирование обременений того имущества, что принадлежит унитарному предприятию. Кроме того, приватизационный процесс предполагает подписание договоров относительно использования собственности, которая не подлежит приватизации. Их заключение производится между исполнительным органом и территориальным подразделением Минимущества.

Отдельно стоит упомянуть социальные стороны процедуры. Так, трудовые отношения сотрудников ФГУП после реорганизации могут продолжаться, но с их согласия. Изменения в коллективный договор допускается вносить спустя 3 месяца от даты госрегистрации. До этого акционерное общество должно придерживаться списка обязательств и соблюдать те условия, что прописаны в изначальном договоре.

Выпуск акций

На протяжении 1 месяца от момента госрегистрации новообразованному АО нужно выпустить акции и зарегистрировать выпуск в региональном подразделении ФКЦБ. Регистрация выполняется исполнительным органом нового общества согласно порядку, установленному законами РФ относительно ценных бумаг. Единоличным владельцем акций первого выпуска в реестре акционеров указывается государство в лице Министерства имущества.

Что дает приватизация

Основные изменения после приватизации ФГУП:

  • право распоряжаться имущественным комплексом переходит от владельца унитарной организации к собственнику АО;
  • компания теряет возможность получать прямые бюджетные выплаты (дотации, субвенции и т. д.);
  • акционерное общество может самостоятельно распределять прибыль, но дивиденды от акций передаются в бюджет.

Отчуждение госимущества в пользу физических или юридических лиц позволяет снизить долю прямого участия государства в экономической сфере, а также частично финансировать дефицит бюджета. Посредством приватизационного процесса можно повысить эффективность не только управленческой структуры компании, но и всей экономики в целом. Во многих отраслях приватизация существенно продвигает сервис для бизнеса и населения, что положительно сказывается на инвестиционной привлекательности страны.

На сегодня приватизации ФГУП – еще мало распространенное явление, поэтому руководителю унитарного предприятия и юридическим департаментам бывает достаточно сложно разобраться в ее этапах и оформлении документов. Специалисты компании ООО «АКРУС» обладают внушительным опытом в реорганизации компаний и готовы решить любые вопросы по смене форм собственности на высоком профессиональном уровне. Мы предоставляем клиентам квалифицированное юридическое сопровождение с полной ответственностью за выполненную работу. Для получения консультаций по оказываемым услугам свяжитесь с нами по E-mail или контактному телефону, указанному на сайте.

Новости по теме:

Составление квартальной бухгалтерской отчетности

08.07.2019
Каждое юридическое лицо, законодательно обязанное сдавать бухгалтерские отчетные формы, должно составлять квартальную отчетность (КО), с дальнейшим...

Составление годовой бухгалтерской отчётности: состав, требования, этапы

Работа любой компании сопровождается выполнением множества хозяйственных операций, информация о которых в конце каждого года используется при соста...

Порядок составления и предоставления бухгалтерской отчетности

Соблюдение порядка составления бухгалтерской отчетности – залог достоверных сведений о деятельности фирмы. Его нарушение может повлечь за собой мат...

Порядок ликвидации ООО в 2019 году

Прекращение существования компании — решение довольно серьезное, поэтому порядок ликвидации ООО относится к процессу сложному, требующему немалых в...

Основы составления бухгалтерской финансовой отчетности

Компетентное знание основ составления бухгалтерской отчетности (БО) позволяет объединить все сведения о движении финансов компании в единую систему...

Закрытие ИП: уплата налогов в 2019 году

Уплата налогов при закрытии ИП – такая же обязательная процедура, как и при ведении предпринимательской деятельности. Страховые взносы и сборы необ...

Как происходит ликвидация предприятия в 2019 году

Создать собственную компанию – задача не из простых, но ликвидация предприятия считается еще более сложным и трудоемким процессом. Закрытие фирмы ч...

Как закрыть ИП в 2019 году: инструкция по самостоятельной ликвидации

Отсутствие доходов при ведении производственного процесса или элементарное нежелание заниматься бизнесом – эти причины подталкивают людей к прекращ...

Какие документы нужны для закрытия ИП в 2019 году?

При официальном прекращении своей деятельности предприниматели интересуются, какие документы нужны для закрытия ИП. Владельцы малого и среднего биз...

Как восстановить свидетельство о регистрации ИП

19.06.2019
Документ о постановке на государственный учет в качестве индивидуального предпринимателя необходим при любом юридически значимом действии, но как в...