Порядок составления и предоставления бухгалтерской отчетности

Содержание статьи:

Соблюдение порядка составления бухгалтерской отчетности – залог достоверных сведений о деятельности фирмы. Его нарушение может повлечь за собой материальную ответственность, поэтому перед подготовкой отчетов важно изучить все нюансы этой работы и ознакомиться с нововведениями, которые ежегодно появляются в бухгалтерской сфере.

Общие правила составления бухгалтерской отчётности

В основе БО лежит набор показателей, индикаторов и обобщенных сведений, отражающих результаты работы предприятия за определенный период. Процесс формирования документов производится с учетом рекомендаций, предусмотренных стандартами ПБУ и ФЗ N №402. При подготовке отчетов бухгалтер должен соблюдать учетную политику оценки имущества и отражения хозяйственных операций, обеспечивать достоверное предоставление данных, а также принимать во внимание, насколько эти показатели являются существенными.

Прежде чем рассмотреть порядок составления отчетности, нужно упомянуть общие правила подготовки отчетов, а именно:

  • документы составляются на русском языке в валюте РФ;
  • указываемые данные должны быть сопоставимыми с информацией за предшествующий период;
  • все цифровые показатели приводятся в тысячах руб. без использования десятичных знаков;
  • недопустим зачет между статьями пассивов и активов, убытка и прибыли, за исключением ситуаций, когда такой зачет предусматривается ПБУ;
  • в предоставленных бумагах не должно быть помарок и подчисток;
  • при отсутствии какого-нибудь значения в соответствующей графе проставляется прочерк;
  • показатели с отрицательными значениями указываются в круглых скобках.

 

БО должна предоставлять актуальные данные о работе предприятия, включая деятельность филиалов и прочих подразделений. На бумагах в обязательном порядке ставятся подписи директора и главного бухгалтера (либо соответствующего специалиста, если учет производится сторонней организацией).

Порядок составления бухгалтерской отчётности

Чтобы документы отвечали предъявляемым требованиям, порядок составления бухгалтерской финансовой отчетности предусматривает отображение абсолютно всех проведенных операций и итогов инвентаризационной проверки за конкретный период. Формирование документации предваряет кропотливая подготовительная работа, которая выполняется в несколько этапов:

  1. Подготовка первичных бухгалтерских документов.
  2. Сверка показателей по синтетическому и аналитическому учету, проверка сведений в счетах.
  3. Проведение инвентаризации с формированием инвентаризационной ведомости.
  4. Корректирование записей, если при проверке были обнаружены неточные данные.
  5. Закрытие бухгалтерских счетов.
  6. Определение промежуточных финансовых результатов от продажи товаров или услуг и других операций, которые не являются основными для предприятия.
  7. Расчет чистой прибыли.
  8. Реформация баланса.

В завершение приступают непосредственно к процессу подготовки документации. Немаловажно, что порядок составления отчетности предполагает использование только актуальных бланков бухгалтерии, которые утверждены на данный момент.

Требования к составлению бухгалтерской отчётности

Формы бухотчетности составляются по рекомендациям, принятым Госкомстатом и Министерством финансов РФ. Впоследствии данные в них могут использоваться как для анализа внутри фирмы, так и для оценивания эффективности ее работы сторонними пользователями. Поэтому отчеты должны быть доподлинными, своевременными и отвечать таким требованиям:

  • содержать последовательную, нейтральную и непрерывную информацию;
  • не допускается создание скрытых резервов;
  • заполнять следует только графы и бланки документации, непосредственно касающиеся работы компании;
  • при недостаточности данных, необходимых для получения представления о деятельности фирмы, это указывается в отчетах в форме дополнительных пояснений;
  • важно соблюдать отчетный период;
  • в документах должны присутствовать сведения, которые позволяют сравнить представленные данные с этими же показателями за минувшие периоды.

Чтобы полностью соблюсти порядок составления бухгалтерской отчетности, все существенные показатели следует приводить обособленно. В отдельных случаях их можно указывать общей суммой, но раскрывая в пояснениях по балансу и прибыли/убыткам.

Порядок и сроки

Согласно законодательству, все предприятия, за исключением бюджетных, должны предоставлять годовые отчеты налоговым органам, Госстату, учредителям, собственникам и участникам организации. Документация в налоговую инспекцию и органы Госстатистики предъявляется в течение 90 дней после того, как закончился отчетный год. Кроме того, БО сдается ежеквартально (на протяжении 30 дней по завершению квартала), если иное не предусмотрено законом.

Годовым отчетным периодом является промежуток с 1.01 по 31.12. Если компания была создана в середине года, то отчетный период отсчитывается от дня ее внесения в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Датой предъявления документов считается день их фактической сдачи или дата отправления, указанная на заказном письме – если они передаются по почте. В том случае, когда передача производится в выходной, сроком предъявления считают день, следующий за нерабочим. Нужно учитывать, что несоблюдение сроков предоставления отчетов в ИФСН может повлечь за собой штрафные санкции.

Если предприятие владеет зависимыми или дочерними фирмами, помимо обычного отчета, необходимо предоставить сводную БО, иллюстрирующую результаты деятельности этих подразделений. Для унитарных предприятий и акционерных обществ, акций которых частично находятся в федеральной собственности, предусмотрены следующие сроки сдачи годовой сводной документации:

  • до 25.04 – для унитарных организаций;
  • до 1.08 – для АО.

Отдельные виды компаний, такие как банковские учреждения, страховые организации, фондовые биржи, обязаны опубликовать БО в открытых источниках информации не позже 1 июня того года, который идет за отчетным периодом. Согласно порядку составления отчетности, предусмотренному Приказом Минфина №101, отчеты акционерных обществ публикуются только после проведения аудиторской проверки и утверждения документов на собрании акционеров.

Публичность бухгалтерских данных – критерий, который является актуальным для многих заинтересованных пользователей, например:

  • спонсоров;
  • банков, которые предоставляют кредит фирме;
  • инвесторов;
  • партнеров и других контрагентов, с которыми организация тесно сотрудничает;
  • представителей городской или районной администрации.

На основании опубликованных сведений все вышеуказанные пользователи могут адекватно оценить финансовую деятельность компании, целесообразность покупки ее активов, а также принять во внимание возможные риски, которые могут возникнуть при осуществлении инвестиций.

Особенности для ИП, ООО, АО

Подготовка и формирование документов может несколько различаться исходя из организационно-правовой формы компании. С основными различиями ИП, АО и ООО можно ознакомиться в представленной ниже таблице.

Характеристики для сравнения ИП ООО АО
Ответственность по обязательствам собственным имуществом имуществом общества имуществом АО
Система налогообложения ТНС, УСН, ЕНВД, патент все, помимо патентной все
Ведение бухучета необязательно на УСН обязательно (упрощенное на УСН) обязательно, в том числе на УСН
Формирование резервного фонда нет нет обязательно
Отражение в отчетах средств, снятых с расчетного счета нет да да
Взносы в пенсионный фонд всегда только при наличии деятельности при наличии деятельности
Кассовая дисциплина нет да (РКО, ПКО и журнал кассира) да

Бухгалтерская отчетность для предприятий с УСН

Рассматривая порядок составления бухгалтерской отчетности, стоит отметить, что ООО и некоммерческие организации на УСН могут вести упрощенный учет с подготовкой только годового баланса и отчета о финансовых результатах. Если к этим бумагам требуются пояснения, то они отражаются в дополнительных приложениях.

Чтобы вести учет на «упрощенке», компании надо разработать учетную политику, в которой указано, что она:

  • работает на УСН;
  • использует бланки форм, установленных приказом Минфина N 106н;
  • применяет сокращенный рабочий план счетов;
  • определяет порядок документооборота, правила учета и обработки документации.

При формировании упрощенного баланса в документ включаются пассивы и активы предприятия, а также информация за отчетный период и 2 предыдущих года. Отчет о результатах предъявляется за 2 года и состоит из нескольких пунктов – доходов, издержек, налогов и чистой прибыли, остающейся в распоряжении фирмы.

При формировании упрощенного баланса в документ включаются пассивы и активы предприятия, а также информация за отчетный период и 2 предыдущих года. Отчет о результатах предъявляется за 2 года и состоит из нескольких пунктов – доходов, издержек, налогов и чистой прибыли, остающейся в распоряжении фирмы.

Порядок составления бухгалтерской финансовой отчётности самостоятельно

Последовательность действия и требования при самостоятельной подготовке документации ничем не отличаются от процесса, выполняемого бухгалтером. Предприниматель должен подготовить годовой баланс и отчет о результатах своей деятельности, а затем передать бумаги в соответствующие органы.

Сдача документов может производиться в электронном или бумажном виде. Первый вариант предполагает следующие способы отправки:

  • Через интернет-ресурс ИФНС. Для сдачи документации через сайт налоговой службы необходимо зарегистрироваться и получить ключ ЭЦП, а также установить на компьютер специальную программу для отправления документов.
  • Средствами телекоммуникационной связи. Каналы ЭДО представляют собой современные системы, позволяющие отправлять отчеты в налоговую без отражения информации на бумажных носителях. Как и в случае с ФНС, предпринимателю потребуется установка ПО и получение цифровой подписи. Система имеет ряд существенных преимуществ. В частности, она контролирует порядок составления отчетности и сводит к нулю вероятность ошибок. Также ТКС оперативно обновляется при внедрении новых бланков и гарантированно доставляет БО по назначению.

Что касается сдачи документов в бумажном виде, то такой вариант предусматривает их отсылку заказным письмом через почту или предоставление в контролирующие инстанции путем личного посещения ФНС и Госстата. Кроме того, предприниматель всегда может воспользоваться услугами сторонних организаций, которые возьмут на себя все вопросы не только по отправке документации, но и по ее формированию с учетом деятельности организации.

Составление бухгалтерской отчетности компанией «АКРУС»

Если вы не готовы составлять документы самостоятельно или не уверены, что сможете точно соблюсти весь порядок подготовки и составления отчетности, доверьте эту работу опытным специалистам компании «АКРУСкрус». Наши сотрудники – это настоящие профессионалы, обладающие необходимыми знаниями и навыками для грамотного формирования документации.

Воспользовавшись нашей услугой, вы сможете избежать штрафных санкций за ошибки или несвоевременную сдачу документов, а также освободите свое личное время для решения более важных задач. Вся информация, которая станет доступной нашим бухгалтерам, расценивается как конфиденциальная и не разглашается третьим лицам. Обращайтесь – мы поможем вам подготовить отчеты недорого, оперативно и качественно!

Новости по теме:

Составление квартальной бухгалтерской отчетности

08.07.2019
Каждое юридическое лицо, законодательно обязанное сдавать бухгалтерские отчетные формы, должно составлять квартальную отчетность (КО), с дальнейшим...

Составление годовой бухгалтерской отчётности: состав, требования, этапы

Работа любой компании сопровождается выполнением множества хозяйственных операций, информация о которых в конце каждого года используется при соста...

Порядок ликвидации ООО в 2019 году

Прекращение существования компании — решение довольно серьезное, поэтому порядок ликвидации ООО относится к процессу сложному, требующему немалых в...

Основы составления бухгалтерской финансовой отчетности

Компетентное знание основ составления бухгалтерской отчетности (БО) позволяет объединить все сведения о движении финансов компании в единую систему...

Закрытие ИП: уплата налогов в 2019 году

Уплата налогов при закрытии ИП – такая же обязательная процедура, как и при ведении предпринимательской деятельности. Страховые взносы и сборы необ...

Как происходит ликвидация предприятия в 2019 году

Создать собственную компанию – задача не из простых, но ликвидация предприятия считается еще более сложным и трудоемким процессом. Закрытие фирмы ч...

Как закрыть ИП в 2019 году: инструкция по самостоятельной ликвидации

Отсутствие доходов при ведении производственного процесса или элементарное нежелание заниматься бизнесом – эти причины подталкивают людей к прекращ...

Какие документы нужны для закрытия ИП в 2019 году?

При официальном прекращении своей деятельности предприниматели интересуются, какие документы нужны для закрытия ИП. Владельцы малого и среднего биз...

Как восстановить свидетельство о регистрации ИП

19.06.2019
Документ о постановке на государственный учет в качестве индивидуального предпринимателя необходим при любом юридически значимом действии, но как в...